Четверг, 15.04.2021, 06:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ «Ишимская школа-интернат»

Меню сайта
Поиск
Информация
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитательная работа

Духовно-нравственное воспитание воспитанников 0-3 классов

Пояснительная записка

            В последние годы в нашей стране особое внимание уделяется проблемам духовно –нравственного воспитания подрастающего поколения.

            Дети – будущее нашей страны, и какими будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Одной из составляющих этой проблемы становится проблема культуросообразности воспитания.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

   Полноценное развитие в человеке происходит только в его диалоге с культурой, в «окультуривании себя».

            Формирование личности человека происходит в конкретном  образовательном пространстве. К числу ведущих сред образовательного пространства мы относим следующие: культуросообразная среда; обучающая среда; здоровьесберегающая среда; психокоррекционная среда; креативная среда; информационная среда; коммуникативная среда, художественная (в том числе музыкальная) среда. Анализ практики показывает, что независимо от того, на что направлена та или иная среда её содержание базируется на нравственности. При этом нравственность выступает тем  интегрирующим началом, способным систематизировать все аспекты базовой культуры  личности в условиях функционирования образовательного пространства.

На современном этапе нравственность рассматривается как социальный закон, регулирующий взаимоотношения людей между собой; как способ найти компромисс среди совершенно разных людей; как механизм построения оптимистичного будущего с общечеловеческим содержанием.

Образовательное пространство, в свою очередь, является моделью  общества, в которую погружается школьник, переступая порог школы.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

            В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие задачи:

Ø      формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, народных традиций, искусства);

Ø      осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

Ø      развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);

Ø      развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей ученика, члена коллектива (семейного, школьного и др.);

Ø      воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

 

 

I.                    Энциклопедия этикета

 

Тема. Имя.

Человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.

Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек (например, Александр – «защитник людей», всегда защитит слабого; Татьяна – «распорядительница», у нее порядок и в душе, и в доме; Ирина – «мир, спокойствие, тишина», никогда не повышает голоса, не сердится).

 

Тема. Семья.

 Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Заповедь «Чти отца своего и мать свою». Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Образы родных (родители Серафима Саровского, няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна).

 

Тема. Слово.

 Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.

 

Мой класс – мои друзья.

Дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе. Воспитывать вежливое обращение ребят друг к другу.

 

О дружбе мальчиков и девочек.

Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;

Учить взаимопониманию, формировать соответствующее половое самосознание "Я мужчина”;

Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества;

Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.

 

Наш класс идет в библиотеку.

Формировать представление  у младших школьников о поведении в библиотеке;

 изучить существующие виды этикета;

 

Наш класс идет в медпункт.

Формировать представление  у младших школьников о поведении в медпункте;

 изучить существующие виды этикета;

 

Наш класс идёт в музей.

Формировать представление  у младших школьников о поведении в музее;

 изучить существующие виды этикета;

 

Ежели вы вежливы.

Ввести новые словарные слова на тему «Вежливость»; соотносить жизненный опыт учащихся с нормами речевого этикета;

содействовать вежливому общению детей с окружающими;
способствовать развитию  памяти, внимания, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

 

Будем беречь друг друга.

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

 

Здравствуйте все.

познакомить учащихся с различными формами приветствия и их значимостью в установлении человеческих контактов, показать роль жестов, мимики, интонации, манеры обращения в создании хорошего самочувствия и настроения людей.

 

Дружим с добрыми словами.

учить детей употреблять различные формы приветствий в зависимости от ситуации , слова       благодарности, различные формы словесной  вежливости.

 

Мой дом – моя семья.

Дать понятие "Дом”, "Родина”, "Отечество”.

Привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине; воспитание чувства патриотизма.

 

 

II.                  Жизнь по законам добра

 

Правда и ложь.

От лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

 Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Как вести себя, чтобы быть правдивым. Как избежать лжи. Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

 

Добро и зло.

Добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (забота, взаимопомощь, помощь в беде) и доброта ложная (доброта через обман, через обиду другого человека). Добро во благо других. Черты доброго человека. Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

 

Совесть.

Совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть. Жить по совести – значит выполнять все заповеди, правила жизни; не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословицы «Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука».

 

Послушание и упрямство.

Делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Различия слов «слышать» и «слушать». Послушание – умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает советов старших, делает все по-своему. Непослушание – как с ним бороться. Значение пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».

 

Благодарность и недовольство.

За все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Понятие «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Происхождение слов «спасибо» и «благодарю». Значение пословиц «Дружбу помни, а зло забывай», «За добро злом не платят». Люди не всегда бывают добрыми, совершают ошибки. Надо понять это и учиться прощать, не оставлять злобу в сердце.

 

Зависть и доброжелательство.

Будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Различные проявления зависти в жизни. Доброжелательность – противоположность зависти. Радость добрая – доброжелательность, радость злая – злорадство. Как приучать себя не завидовать другим. Правило «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 

Узнай себя. Из чего сделаны девчонки. Из чего сделаны мальчишки.

Формировать интерес и позитивную мотивацию к изучению себя. Развивать навыки общения, понимания других, сотрудничества в коллективе.

 

Мы рисуем добро.

Учить детей видеть и чувствовать мир.
 Развивать познавательный интерес.

 

 

 

Не стесняйся доброты своей.

Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, развивать представления о добре и зле;

воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.

 

Любим добрые поступки.

Способствовать сплочению детского коллектива, создать позитивное настроение;
дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

 

 

III.                Гражданско-патриотическое воспитание

 

Сохранение духовного здоровья учащихся, воспитание у них патриотических чувств, обучение пониманию смысла человеческого существования, формирование у детей понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.

Школа – твой второй дом. Экскурсия по школе

Права и обязанности школьников

Просмотр видеофильма из истории школы

Патриотизм – что это?

Праздник день Матери

День пожилого человека

Экскурсия в музей

«Чудо земли - хлеб»

Конкурс рисунков «Моя родная школа»

Беседа «Содружество независимых государств»

Праздник посвященный 23 февраля

Праздник 8 Марта

День космонавтики. Беседа

9 Мая. Возложение цветов к памятнику.

 

 

IV.               Эстетическое воспитание

 

Популяризация художественно-эстетического творчества учащихся; развитие их творческих способностей и художественного вкуса; воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

День знаний, участие в выставке «Дары осени», конкурс рисунков, стихов.

День инвалида, участие в концертной программе.

Новогодний утренник.

Экскурсия в зимний парк «Зима – кружевница».

Участие в конкурсе рисунков, посвященных Дню защитников Отечества.

Рисование открыток, изготовление сувениров к Пасхе.

Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

 

 

V.                 Этнокультурное просвещение

 

Первоначальное знакомство с историей народных праздников, традиций.

Формирует навыки межличностного общения.

Почитай родителей – будешь счастлив. Беседа. Чтение сказок.

Разучивание народных игр.

Рождество Христово. Святки.

Праздник ли День святого Валентина?

Масленица.

Русские богатыри.

 

 

Прогнозируемые результаты.

            Дети должны употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности.

Знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых, учить делать добро и не совершать злых поступков; уметь анализировать своё поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла.

            Дети должны иметь представление о приличиях и манерах поведения.

            Владеть знаниями  о истории народных праздников, стремиться быть гражданином и патриотом своей Родины.

Категория: Воспитательная работа | Добавил: Директор (11.04.2011)
Просмотров: 3619
Дневник
Друзья сайта
Министерство образования и науки Российской Федерации

Copyright MyCorp © 2021
Хостинг от uCoz