Образовательные:
1. Учить обучающихся строить простые и сложные предложения.
2. Формировать умения использовать различные речевые средства, накопленные на предыдущих уроках, подходящие для описания картины.
Развивающие:
1. Развивать устную и письменную речь обучающихся, обогащать словарный запас.
2. Развивать наблюдательность, мышление, умение сравнивать и анализировать, творческое воображение, память.
3. Вырабатывать правильное произношение.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе.
Межпредметная связь: выразительное чтение стихотворения, изученного на уроках чтения, чтение стихотворения наизусть.
Оборудование: репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», портрет художника, карточки с речевым материалом, карточки с индивидуальным заданием, демонстрационный материал, книга для чтения, 4 класс, стихотворение О. Костиной «Грачи».
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Встаньте красиво.
- Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с гостями.
- ПА-ПА-Па. Как слышите? ( Я слышу хорошо) (Дима, Алина, Яша…)
- Успокойтесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Ребята, сейчас будет урок русского языка.
Дети – Вы ошиблись, сейчас будет урок развития речи.
- …, как будешь работать на уроке? (активно)
- …, как будешь писать на уроке?
- Ребята, как будете говорить?
Дети – Будем говорить …
- Будьте внимательны на уроке, активны, пишите аккуратно, грамотно, говорите внятно, чтобы гости вас понимали.
2. Сообщение темы урока.
- Какая тема урока? (Сопряженно, с доски)
- Что будем делать на уроке?
- Будем готовиться к сочинению по картине Саврасова «Грачи прилетели»
- Ребята, когда прилетают грачи?
Дети – Грачи прилетают весной.
3. Фонетическая ритмика.
- Встаньте.
1. Я
2. Вместе
3. Кристина
С_С_С
С_НА С_НА
ВЕСНА
Наступила весна.
С_НУ С_НУ
ВЕСНУ
ЛЮБИМ МЫ ВЕСНУ.
- Садитесь.
4. Работа над темой.
- Сегодня на уроке мы будем… (Сопряженное проговаривание плана)
* План:
1. Повторять описание картины.
2. Играть.
3. Выполнять задание по карточке.
4. Отвечать на вопросы.
5.
1. - Будем повторять описание картины по плану (Сопряженное прочтение плана описания картины)
План описания картины.
1. Художник и его картина.
2. Весна на картине.
3. Первый план картины.
4. Второй план картины.
5. Задний план картины.
6. Краски и настроение картины.
7. Отношение к картине.
Работа по плану .
(Показ портрета)
1. - Ребята, кто это? А это что? (Показ картины)
- Посмотрите, грачи прилетели? (Да)
- А к нам грачи прилетели? (Нет)
- Будем играть. Игра называется «Помоги грачам»
К. Правило: Грач прилетит, если правильно ответишь на вопрос.
- …, скажи в каком году родился Саврасов? (1830)
- … правильно ответил(а)?
- …. спроси у …, в каком году художник написал картину «Грачи прилетели»? (1871)
- … права? Как ты думаешь?
Приклеиваю грачей.
2. Весна на картине (День, небо, воздух)
- Кто желает рассказать о весне?
(Выходят к доске. Показывают и рассказывают. Приклеивают к дереву грачей)
- О чем ты рассказал (а)? (О весне)
3. Первый план картины (снег, пруд, березы, грачи)
- Что изображено на первом плане картины?
Дети – На первом плане картины изображен снег, пруд, березы, грачи. (Карточку приклеиваю к плану описания картины)
- Кто желает рассказать про снег?
- …, о чем ты рассказал (а) (Я рассказал (а) о …) Приклеивает грача.
(Предлагаю дополнить ответ или сказать по-другому)
- Дополните ответ. Скажите иначе.
- Кто желает рассказать про пруд (березы, грачей)? (Аналогичная работа)
4. Что Саврасов изобразил на втором плане?
Дети – На втором плане Саврасов изобразил забор, избы, церквушку, колокольню)
(Аналогичная работа)
5. Что художник изобразил на заднем плане? (Поля)
(Аналогичная работа)
- Ребята, что мы сделали?
Дети. – Мы описали (устно) картину.
5. Игра «Подскажи словечко»
- Дима, подскажи словечко… (Алина, Кристина, Лера, Яша, Мурат)
- А как ты думаешь? (Я думаю также)
- Шумливые, веселые, трудолюбивые, крикливые - ….
- Белоствольные, прямые, милые, красавицы - …
- Весеннее, светло-голубое, сероватое - …
- Талый, рыхлый, грязноватый, потемневший - ….
- Оттаявший, с отражающимися облаками, с холодной водой - …
- Деревянные, низкие, старые - …
- Что мы делали? (Мы угадывали слова)
6. Физминутка
- Встаньте, снимите наушники.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
7. Письменная работа
- Будем выполнять задание по карточке. Ребята, прочитайте задание.
Задание 1: Вставь слова в предложения.
Прилетели … . Вот они, черные …, хлопотливо … над … . Одни … старые …, другие … вьют. Они кричат, … . Грачи готовятся выводить … .
Задание 2. Составь предложение из слов и напиши.
Грачи -, весны, вестники, первые.
8. Проверка выполнения.
- …, прочитай предложения.
- …, у тебя также или по-другому?
- …, какое ты составил (а) предложение? (Сложить на доске и прочитать)
- Почему грачей так называют?
- Какие птицы прилетают первыми?
- Грачи-первые вестники весны, потому что первыми прилетают с юга.
- Что мы делали?
9. Стихотворение Леры Г.
О. Костина. Грачи.
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы видели, сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Заворожено ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
- Ребята, какое стихотворение о весне мы изучали на уроках чтения?
- Стихотворение А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами» (Чтение стихотворения)
10. – Будем отвечать на вопросы.
- Светлыми или темными красками Саврасов нарисовал картину?
- В картине есть светлые и темные краски.
Карточка. Настроение – веселое, грустное, радостное, печальное.
- Прочитай: (Какими?) красками художник передает (какое?) настроение.
Грустное настроение – старые избы, старая церковь и колокольня.
Радостное настроение – весеннее пробуждение природы.
- …, спроси у …, как называют картину, на которой художник изобразил природу?
- Пейзаж.
- … ответил (а) правильно?
- Лера, скажи, какие звуки мы услышим, если встанем возле этих берез?
- Крик птиц, журчанье ручьев (шум воды)
11. Итог.
- Что мы делали на уроке?
- …, тебе было трудно? А тебе?
Оценивание.
12. Домашнее задание.
Задание: Написать отношение к картине.