Суббота, 17.04.2021, 04:21
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ «Ишимская школа-интернат»

Меню сайта
Поиск
Информация
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Творчество обучающихся

Участие в конкурсах
В январе 2013 г методическое объединение воспитателей провели  методический семинар «Интеллектуальная и творческая одарённость. Междисциплинарный подход». Семинар был открыт докладом «Конкурсы как средство выявления одарённости неслышащих школьников», который представила руководитель ШМО воспитателей Чибышева И.Н.. Участники семинара задавали вопросы, получали ответы, обменивались мнениями, договаривались о совместных проектах. Целью работы таких семинаров является изучение феномена интеллектуальной и творческой одарённости детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, определение путей выявления этого феномена, создание условий для раскрытия потенциала одарённых детей разного возраста. Ведь ребёнок с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. Ему необходимо обеспечить: оптимальное сочетание учебной и дополнительной нагрузки, адекватный уровень сложности предлагаемых заданий, своевременную психоэмоциональную и физическую разгрузку и т. д. Одним из методов выявления одаренных и талантливых детей с ОВЗ являются различные соревнования, викторины, конкурсы, олимпиады. 
Поделились впечатлениями об участии в конкурсах в г. Москве, г. Волгограде, г. Казани   учитель музыкально-ритмических занятий С.Н.Таланцева и руководитель кружка жестового пения Н.В. 
Суслова:
«Музыка – самое эмоциональное искусство, - писал Д. Б. Кабалевский, - ее воздействие на формирование личности огромно».  У музыки есть свои секреты и возможности, которые позволяют педагогу с большим успехом развивать музыкальные способности детей, эстетический вкус каждого ребенка, воображение, фантазию, познавательные потребности и интересы. И при систематическом подходе все это несложно, если ребенок слышит и воспринимает музыку в первую очередь на слух. А мы говорим о детях, у которых слух нарушен, да еще могут присутствовать дополнительные нарушения психофизического развития. И что же делать? Обучать и воспитывать с большим терпением и настойчивостью, используя современную индивидуальную слуховую аппаратуру, совершенствуя кинестетические ощущения, опираясь на сохранный анализатор. Все эти средства компенсируют природные недостатки в той или иной мере.»
         «Надо отметить, что, несмотря на то, что глухие дети не могут в силу своей ограниченности целостно воспринимать музыку, они очень любят музыкально-ритмические занятия, любят исполнять песни, танцевать и охотно выступают на праздниках с концертными номерами. В результате этого наблюдения, а так же в целях эстетического воспитания неслышащих детей, у нас в школе родилась идея организовать студию жестовой песни «Поющая душа», где ученики вместе с руководителем занимались бы излюбленным делом: готовились к школьным праздникам и творческим конкурсам, знакомились с разнообразием музыкальной культуры, учились подбирать песенный репертуар. Эти занятия являются логическим продолжением уроков музыкальной ритмики во внеклассное время.           Работа над песней у неслышащих детей имеет много общего с методикой работы со слышащими, хотя существуют и особенности, на которых следует остановиться более подробно. С первых же занятий я должна была добиться серьезного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не отвлекаться, двигаться бесшумно. Кстати, выработка бесшумного движения стоп с носка на пятку устраняет так называемую «шаркующую походку», которая свойственна многим глухим детям. Таким образом, серьезная организация учебно-воспитательного процесса на занятии способствует тому, что дети не будут перевозбуждаться, а занятия приобретут смысл.
            С самого начала работы, я приучаю детей внимательно вслушиваться в музыку: начинать или оканчивать движение, вовремя сменять одно движение другим. Для неслышащих это особенно трудно по понятным причинам. И здесь проявляется главная функция педагога – руководить всем процессом исполнения, помочь юным дарованиям выступить уверенно и достойно, предупредить психологический дискомфорт. Даже если ребята от волнения забудут текст (а такое тоже может быть) или собьются с ритма, взглянув на меня, они дальше будут исполнять все правильно. 
           В процессе разучивания песен учащиеся постоянно обращаются к анализу музыки. Они определяют ее характер, форму произведения (запев, припев), анализируют ритмическую структуру мелодии, динамические оттенки, темповые изменения. Все это, без сомнения обогащает слуховые впечатления глухих учащихся о музыке.
           Разнообразная тематика песен способствует развитию кругозора учеников, обогащению их словарного запаса новой лексикой. Но надо отметить, что репертуар проходит очень жесткий отбор: учитывается соответствие текста песни с возрастом исполнителей (как правило, мы подбираем детские песни), удобное и эстетичное переложение текста на язык жестов, а это самая кропотливая работа в подготовительном периоде над сценическим номером, и, конечно же, качественная запись песни на информационном носителе.
           Разучивание песни сопровождается словесным комментарием учителя. Однако важно даже не то, что я могу рассказать о музыке, а то, что дети, еще раз послушав, сами выскажут свои мысли и чувства. Развивающиеся у учеников возможности восприятия музыки, осознание ими содержания и смысла слов помогают детям проникнуться ее настроением. Именно характер музыки и смысл слов побуждают ребят к эмоциональному и выразительному исполнению жестовой песни. Нельзя не учитывать роль хорошей артикуляции. Не смотря на то, что песня исполняется не голосом, а руками, очень важно, чтобы дети произносили текст артикуляционно четко и синхронно с фонограммой. Работа над развитием дикции и артикуляции идет параллельно с разучиванием текста, соблюдая правила обучения произношению».
         «Исполнение жестовых песен чаще всего сопровождается танцевальными движениями. Это диктует и современное исполнительское искусство, и вносит особую зрелищность выступлению. Движение под музыку развивает музыкальность ребенка, то есть его способность чувствовать музыку и передавать ее образно. Восприятие музыки и двигательная реакция на нее протекают одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.          Жестовое пение для глухих – это еще одна возможность самовыразиться, заявить о себе. Мы, слышащие, можем все объяснить словами, глухие же и в этом ограничены. Но ярко выразить образ с помощью мимики, пантомимики и жестов способны  только неслышащие. Конечно, как и в любом искусстве, здесь тоже требуется особый талант. Однако, научить детей с ограниченными способностями вживаться в художественный образ, чувствовать его, понимать, а главное, уметь передавать, доносить до зрителя считаю делом значимым. Тем более, что глухие, используя свой сохранный зрительный анализатор намного больше подмечают, улавливают эмоциональную окраску речи, музыки, поведения. В дальнейшем, с накоплением опыта, они глубже чувствуют характер и могут передать его более выразительно. Моя задача, как педагога, направить ребенка по пути прекрасного искусства, учить чувствовать и любить».
        «Какое же значение имеет такая кропотливая работа для глухих детей? Прежде всего – это воспитание эстетического вкуса. Дети учатся вслушиваться, воспринимать красоту музыки и передавать ее через движение: мимику и пантомимику. Особое значение имеет общая активизация работы мышц, которая влияет на скоординированность и ритмичность движений, а так же формирование правильной и красивой осанки, легкой походки. И главное – реализация детей-инвалидов по слуху в музыкально-танцевальном творчестве, более полное развитие их личностных качеств, в том числе и в области музыкально-эстетической деятельности. «Мир тишины» глухих наполняется звуками музыки, выливается в волшебство движений и открывается окружающему миру. А это еще один шаг на пути к реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха. Участвуя в школьных праздниках и представлениях, конкурсах детского творчества различных уровней неслышащие дети получают возможность заявить о себе, продемонстрировать свои, порой уникальные, способности, раскрыться и почувствовать себя равноправными в нашем обществе».

Категория: Творчество обучающихся | Добавил: Директор (15.01.2013)
Просмотров: 814
Дневник
Друзья сайта
Министерство образования и науки Российской Федерации

Copyright MyCorp © 2021
Хостинг от uCoz