Рекомендации педагога-психолога классным руководителям по профилактике агрессивного и делинквентного (противоправного) поведения учащихся.
Основные причины агрессивного поведения ребёнка, подростка:
- семейные факторы: низкая степень сплочённости семьи, конфликтность, неблагоприятные взаимоотношения в семье, неадекватный стиль семейного воспитания. Выраженное негативное влияние на ребёнка оказывает агрессия отца по отношению к матери или другим членам семьи. Агрессивное поведение ребёнка вызывается прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Это приводит к тому, что у ребёнка, подростка возникает постоянное чувство враждебности. Установки и поведение, которые развивались у ребёнка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (младших детей, одноклассников, учителей);
- особенности характера ребёнка. У возбудимых детей и подростков ослаблено разумное управление своими действиями и поступками. Повод к агрессивному поступку может быть, как правило, незначительным;
- низкий статус учащегося в группе сверстников;
- унижения, оскорбления со стороны педагогов;
- раздражительность окружающих взрослых (родителей, педагогов) провоцирует детей, в том числе подростков на агрессивные и другие негативные поступки;
- чрезмерная увлечённость компьютерными играми агрессивного содержания;
и некоторые другие причины.
Агрессия и делинквентное поведение взаимосвязаны. Существует вероятность того, что агрессивные подростки могут совершить правонарушения, преступления. Агрессивное противоправное поведение может быть в случаях:
если оно невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины;
в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни;
если есть органические нарушения нервной системы. Склонность к насилию вследствие аффективности, импульсивности или (и) интеллектуального снижения.
Рекомендации:
1.Активизируйте работу с родителями (законными представителями) ребёнка по решению проблем. Помните: каждая семья нуждается в эмоциональном тепле, внимании. Целесообразно привлекать к данной работе службы учреждения
2.Продолжайте сохранять благоприятный климат в классе. В Вашем внимании и доверительном общении нуждаются все учащиеся, особенно дети с нарушениями поведения. Не допускайте оскорбительных слов или действий по отношению к детям, подросткам. У педагогов не должно быть «любимчиков», так как это косвенным образом способствует нестабильному эмоциональному состоянию школьников, нарастанию обиды и агрессии.
3.Продолжайте заботиться о достойном статусе каждого учащегося. Если в классе есть ребёнок с низким социометрическим статусом, реализуйте рекомендации педагога-психолога по повышению статуса данного учащегося либо разработайте свои.
4.Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, даже если они незначительные.
5.Не фиксируйте внимание всех на нежелательном поведении учащегося и сами не расстраивайтесь. Но по каждому факту агрессивного поведения ребёнка, в том числе подростка принимайте меры: 1)выясните причины негативного поведения, по возможности устраните их; 2)помогите ребёнку выплеснуть отрицательные эмоции, выбрав наиболее приемлемый вариант. Если истерика, попробуйте обнять ребёнка, при необходимости позовите на помощь медицинского работника; переключите внимание ребёнка на другой вид деятельности; дайте ребёнку бумагу, чтобы он мог смять её, порвать; вместе с ним проведите дыхательную гимнастику; можно провести упражнение «Толкай стену»: упереться руками в стену и толкать её до тех пор, пока ребёнок не обессилит; 3) сообщите о негативном поведении ребёнка родителям (опекунам), Вашему непосредственному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу. Если агрессивные проявления неоднократны, то сделайте запрос педагогу-психологу. Вы можете обратиться за помощью к школьному психолого-медико-педагогическому консилиуму.
6. Продолжайте формировать и развивать у школьников способность к сопереживанию, желание делать добрые дела в школе и дома, чувство благодарности, уважение к людям, трудолюбие и другие нравственные качества. Эффективно обращать внимание учащихся на позитивные события в жизни школы-интерната, в жизни общества, особенно на добрые поступки других людей.
7.Целесообразно вести работу по формированию ценностного отношения к жизни и здоровью как собственному, так и других людей.
8.Продолжайте вести правовое просвещение подростков, формирование чувства ответственности за свои поступки.
9.Продолжайте регулярно отслеживать настроение учащихся, межличностные взаимоотношения. Школьники с низким интеллектуальным развитием, гиперактивные, импульсивные нуждаются в большем контроле.
10.Профессия педагога – одна из самых эмоционально затратных профессий. Продолжайте заботиться о своём собственном эмоциональном состоянии, здоровье.
Рекомендации разработаны педагогом-психологом Константиновой В. А. на основе научной литературы и собственного опыта работы.
|