Четверг, 22.04.2021, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ «Ишимская школа-интернат»

Меню сайта
Поиск
Информация
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический семинар

Методический семинар

«Основные принципы  обучения географии учащихся с нарушениями слуха».

 

            Хотим мы того или нет, но так складывается жизнь: дети с ограниченными возможностями здоровья всегда были, есть и будут среди нас. И главная наша  задача – это помочь им социализироваться, обрести уверенность в том, что они нужны обществу не смотря ни на что.

            Развитие ребёнка с нарушениями слуха осуществляется под влиянием особенностей окружающей среды, а главное в условиях специально организованного обучения.

            Процесс обучения детей с нарушениями слуха специфичен по своей сущности и принципам построения.

            Все учащиеся школы-интерната обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с нарушениями слуха.  География изучается с 6 по 11 класс. Содержание курса построено по принципу его логической целостности, от общего к частному, поэтому в нём (в содержании) выделяется два основных блока: «География Земли» и «География России».

            В блоке «География Земли» (это 6,7,8 классы) у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях  развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

             Блок «География России» (это 9,10,11 классы) – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно – обучающей  важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

            Педагогическая деятельность каждого учителя, на мой взгляд, должна иметь свои принципы. Слово «принцип» в переводе с латинского языка дословно означает «основа, начало». Принцип – это «внутреннее убеждение; основное правило деятельности».

    Обучение своему предмету, географии, я всегда строю на очень важных для учащихся с нарушениями слуха принципах: доступности, дифференцированного и индивидуального подходов, психологической комфортности, деятельности, речевой активности, актуальности, наглядности, занимательности, целостности.

Остановлюсь коротко на каждом из названных принципов.

Принцип доступности.

При подготовке к своим урокам всегда внимательно подхожу к отбору учебного материала. Стараюсь взять на урок такую информацию, которая будет доступна, понятна учащимся, будет соответствовать их возрастным, индивидуальным  особенностям, уровню подготовленности. Не секрет, что материал учебников, по которым занимаются наши учащиеся – ребята с нарушениями слуха – зачастую очень сложен для понимания, не конкретен, а значит, не подходит для их обучения. Учителю приходиться перерабатывать материал, адаптировать к своим ученикам.

Принцип дифференцированного подхода.

 Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. На уроках географии предлагаю учащимся дифференцированные задания по группам, которые построены с учётом уровня знаний и умений по географии и уровнем их усвоения.

    С дифференцированным подходом тесно связан индивидуальный подход.

 Это важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. В нашей школе  в каждом классе вместе обучаются ребята и глухие, и слабослышащие, и с нарушениями интеллекта . Исходя из индивидуальных, личностных свойств каждого учащегося выбираю приёмы и методы обучения, предлагаю индивидуальные  задания.

            Принцип психологической комфортности.

 Стараюсь, чтобы на каждом моём уроке царила атмосфера доброжелательности, доверия, не было подавления личности, отрицательного эмоционального  напряжения.

          Принцип деятельности.

Этот принцип заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а учится добывать эти знания самостоятельно.

На уроках географии я учу ребят добывать знания из разных источников информации: географических карт, атласов, учебников, различной литературы (энциклопедий, справочников, брошюр), средств массовой информации (телевидения, журналов, газет, сети интернет) и так далее. Знания, приобретённые самостоятельно, запечатлеваются в памяти учеников наиболее прочно и глубоко.

Чтобы научить ребят мыслить, исследовать, действовать, нужно научить решать их проблемы, большие и не очень, на каждом уроке. Для этого постоянно ставлю учащихся в проблемную ситуацию, выход из которой им необходимо найти самостоятельно.

            Принцип речевой активности.

    Одной из главных задач нашей школы является развитие речи учащихся, так как именно речь способствует успешной социализации ребят с нарушениями слуха в обществе. Поэтому

на каждом уроке географии веду работу не только по обогащению словарного запаса учащихся географическими терминами и понятиями, но  и осуществляю контроль и коррекцию над речью. Создавая проблемные вопросы и задания по той или иной теме урока, учу ребят высказывать своё мнение, используя речевые конструкции: «Я думаю, что…»,  «Мне кажется, что…», «Я считаю, что…» и т.п. Требую от учащихся ответа на вопрос полным предложением, то есть активно пользоваться на уроке речевым аппаратом.

            Принцип актуальности.

Заключается в выделении чего-то важного, существенного для настоящего времени.

Почти на каждом уроке географии, независимо от темы, отвожу 2-3 минуты на обсуждение наиболее важных и интересных событий в мире в результате просмотра информационных программ. Отрадно замечать, что наши учащиеся интересуются происходящими событиями вокруг: в нашей стране и в мире в целом. На самом деле ребята задают много самых разных вопросов, на которые вместе ищем ответы. Присоединили Крым к России, ребята спрашивают «Почему?». Разбился пассажирский самолёт в Египте – «Где место? Покажите». Подбили российский истребитель в Сирии – «Зачем?». Спрашивают «Ты хочешь жить в Америке? Почему?» То есть на уроке географии какую-либо информацию, действие стараюсь обсудить с точки зрения актуальности, жизненной важности.

            Принцип наглядности.

            Известно, что роль наглядности в преподавании любого предмета очень велика, а в нашей школе особенно. За каждым сказанным учителем словом должен возникать образ.  В географии многие понятия, объекты, явления недоступны для непосредственного восприятия. Наглядность  позволяет приблизить изучаемый географический объект к живому созерцанию, лучше запечатлеть его в памяти.  Поэтому на своих уроках использую самые разнообразные наглядные средства: географические карты, картины, глобусы, коллекции минералов, плакаты, модели географических объектов, топографические планы, схемы, диаграммы, фрагменты кинофильмов,  презентации и так далее.

            Принцип занимательности.

Для того, чтобы изучаемый материал прочно откладывался в памяти учащихся, а интерес к географии как учебному предмету возрастал, на уроках я постоянно использую различные задания занимательного характера на повторение, закрепление изученного материала: ребусы, загадки, кроссворды, шарады, вопросы с  «подвохом» и т.п.

            Принцип целостности.

Этот принцип предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли каждой науки в системе наук).                     

География – предмет, на котором постоянно осуществляется связь с другими учебными дисциплинами: математикой, русским языком, природоведением, биологией, химией, физикой и другими. Часто при изучении географических тем приходиться опираться на знания смежных предметов. Приятно слышать, когда ребята говорят: «Знаю, было изучали».

            На уроках географии я решаю не только образовательные задачи, но воспитательные, которые  ориентированы на экологическое, гражданское, нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание учащихся.

            Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что реализация этих  принципов в процессе обучения географии  в системе, т.е. в сочетании, соединении способствует, во-первых,  прочному усвоению географических знаний; во-вторых, -  выработке у учащихся умений и навыков, необходимых для решения практических задач в их жизни; в-третьих, повышает качество знаний (из 49 учащихся по итогам II четверти 2016-2017 учебного года 33 учатся на «4» и «5» - это 67%); в-четвёртых, усиливает интерес к географии как учебному предмету. Ежегодно ребята нашей школы с большим удовольствием принимают участие в Неделе естественных наук, которая традиционно проводится в стенах учебного заведения весной. Кроме того, участвуют в Межрегиональной дистанционной олимпиаде по географии для учащихся с нарушенным слухом в городе Екатеринбурге, занимая призовые места.

            Своё выступление хочется завершить словами известного российского педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»

Дневник
Друзья сайта
Министерство образования и науки Российской Федерации
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2021
Хостинг от uCoz